Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
Особенности работы с "неговорящим" ребёнком. Ч. I
ГКОУ
СО «Туринская СКОШИ»
Материал
опубликован в сборнике
Материалов
всероссийской научно-практической конференции
«Модернизация
специального (коррекционного) образования
в условиях введения ФГОС»
Автор:
Колесникова Е.А.,
учитель-логопед
высшей кв.
категории
К вам пришёл неговорящий ребёнок или Особенности
логопедической работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью
В последние десятилетия
представители социальных, педагогических, медицинских служб активизировались в
решении проблемы помощи детям с тяжёлой умственной отсталостью.
Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются
потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются
возможности их интеграции в общество. Об этом свидетельствует Проект
«Специального федерального государственного образовательного стандарта общего
образования детей с ограниченными возможностями здоровья», согласно которого
обществом и государством должно быть гарантировано «введение в образовательное
пространство всех детей с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости
от тяжести их проблем». В России формируется
система ранней помощи детям с ОВЗ, включающая логопедическую коррекцию. Однако,
ещё нередки случаи, когда особый ребёнок впервые встречается с логопедом в
возрасте 8-10 лет и старше. Сензитивный период для формирования речи безвозвратно
упущен. Знакомство с таким ребёнком – это новый опыт, отправная точка для
дальнейшего обоюдного развития. Педагог помогает ребёнку познавать мир,
формировать новые навыки и, тем самым, осознавать себя в мире.
Несостоятельность ребёнка стимулирует педагога думать, искать,
совершенствоваться
Итак, у Вас на занятии
неговорящий ребёнок с тяжёлой умственной отсталостью. В ходе обследования
выявляется, что речь как средство общения отсутствует, понимание обращённой
речи грубо нарушено, мотивация к совместной деятельности крайне слаба.
Актуальный уровень развития ребёнка значительно затрудняет, а в ряде случаев
делает невозможным общение и обучение посредством речи. Приоритетным на
начальном этапе работы является налаживание эмоционального контакта с ребёнком,
формирование мотива к взаимодействию. Общение начинаем посредством жестов,
знаков, мимики, телодвижений (пантомимики), слов. Особое внимание необходимо
уделить интонации, силе, высоте, тембровым характеристикам голоса. Для
последующего становления речевых навыков «закладываем» психологический
фундамент речи: развиваем восприятие, движение, память, внимание. Именно в
таком порядке названные психические процессы формируются в онтогенезе. При этом
задействуем все анализаторные системы – зрительную, слуховую, тактильную,
обонятельную, вкусовую, двигательную. В
зависимости от сложности и структуры
дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ученика, его предпочтений
включаемся в предметно-манипулятивную,
предметно-практическую или игровую деятельность. В качестве
дидактических материалов используем игрушки, предметы быта, природные материалы
и, в последнюю очередь, предметные и сюжетные картинки, т.к. картинка даже
самого лучшего качества не отражает всех свойств предмета (размер, форму,
качество поверхности, запах и т.д.).
В данной работе представляем
планирование начального этапа коррекции по следующим направлениям: Развитие познавательной
деятельности, эмоционально-волевой сферы
и ВПФ
·
Развитие понимания
речи, накопление пассивного словаря, развитие звуковой стороны речи
·
Развитие общей и мелкой
моторики, артикуляции, мимики и дыхания
Развитие
познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы и ВПФ
|
Развитие понимания
речи
Накопление пассивного
словаря
Развитие звуковой стороны речи
|
Развитие общей и
мелкой моторики,
артикуляции, мимики и
дыхания
|
I четверть
Формирование интереса к окружающему
через манипулятивные действия с предметами и игрушками: перекладывание из одной ёмкости в другую, катание и кидание мяча,
катание машинки.
Развитие представления о
постоянстве предмета (задания на
нахождение 1 предмета, спрятанного на глазах ребёнка).
Формирование понятия об очерёдности
действий: сначала я, потом Тима.
Вызывание радости при встрече. Формирование
мотива к деятельности с логопедом. Наблюдение и воспроизведение звучания
предметов: стук кубиков, звон
колокольчика, шуршание бумаги.
Игра
«Где хлопнули?»
|
Развитие умения концентрировать
внимание и реагировать на обращение логопеда.
Работа по формированию умения слушать, прислушиваться.
Обучение выполнению простейших просьб в
совместной деятельности.
·
Накопление пассивного
предметного словаря: семья (мама, папа, Тима), части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос.);
игрушки (мяч, кубики, мишка, кукла, машинка).
Накопление пассивного глагольного
словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам: спит, ест, сидит, стоит, идёт). Вызывать
речевое подражание, связанное с практической деятельностью ребёнка при
обязательном эмоциональном контакте: качаем
лялю – а-а, мяч упал – бух, машинка едет – би-би, Тима смеётся –
ха-ха-ха и т.д. |
Упражнения на координацию и
динамическую организацию движений (совместные движения, сопровождающиеся
проговариванием коротких стишков логопедом)
Развитие ручной моторики в
процессе манипуляций с предметами (мячи,
кубики, шишки, камушки, прищепки). Массаж пальцев. Упражнения на статическое воспроизведение
положений пальцев рук («колечки», «ушки»
и т.д.).
Развитие арт. движений для губ и
челюстей: открывание и закрывание рта,
улыбка, трубочка, пассивные упр.
для щёк.
Развитие выдоха без участия речи:
дутьё на пёрышки, ватные шарики. Игры «Мыльные
пузыри», «Листочки летят».
|
| | |
|
Категория: Мои статьи | Добавил: logopedist (08.11.2012)
|
Просмотров: 5903 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 2.4/5 |
|
|
Поиск |
|
|
|