Понедельник
25.11.2024
05:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт учителя-логопеда
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [7]
Визитная карточка [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности работы с "неговорящим" ребёнком. Ч. I


ГКОУ СО «Туринская СКОШИ» 

 

Материал опубликован в сборнике

Материалов всероссийской научно-практической конференции

«Модернизация специального (коррекционного) образования

 в условиях введения ФГОС» 

Автор: Колесникова Е.А.,

учитель-логопед

высшей кв. категории

 

К вам пришёл неговорящий ребёнок или Особенности логопедической работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью

 В последние десятилетия представители социальных, педагогических, медицинских служб активизировались в решении проблемы помощи детям с тяжёлой умственной отсталостью. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество. Об этом свидетельствует Проект «Специального федерального государственного образовательного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», согласно которого обществом и государством должно быть гарантировано «введение в образовательное пространство всех детей с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от тяжести их проблем». В России формируется система ранней помощи детям с ОВЗ, включающая логопедическую коррекцию. Однако, ещё нередки случаи, когда особый ребёнок впервые встречается с логопедом в возрасте 8-10 лет и старше. Сензитивный период для формирования речи безвозвратно упущен. Знакомство с таким ребёнком – это новый опыт, отправная точка для дальнейшего обоюдного развития. Педагог помогает ребёнку познавать мир, формировать новые навыки и, тем самым, осознавать себя в мире. Несостоятельность ребёнка стимулирует педагога думать, искать, совершенствоваться

 Итак, у Вас на занятии неговорящий ребёнок с тяжёлой умственной отсталостью. В ходе обследования выявляется, что речь как средство общения отсутствует, понимание обращённой речи грубо нарушено, мотивация к совместной деятельности крайне слаба. Актуальный уровень развития ребёнка значительно затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным общение и обучение посредством речи. Приоритетным на начальном этапе работы является налаживание эмоционального контакта с ребёнком, формирование мотива к взаимодействию. Общение начинаем посредством жестов, знаков, мимики, телодвижений (пантомимики), слов. Особое внимание необходимо уделить интонации, силе, высоте, тембровым характеристикам голоса. Для последующего становления речевых навыков «закладываем» психологический фундамент речи: развиваем восприятие, движение, память, внимание. Именно в таком порядке названные психические процессы формируются в онтогенезе. При этом задействуем все анализаторные системы – зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, двигательную.  В зависимости от сложности  и структуры дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ученика, его предпочтений включаемся в предметно-манипулятивную,  предметно-практическую или игровую деятельность. В качестве дидактических материалов используем игрушки, предметы быта, природные материалы и, в последнюю очередь, предметные и сюжетные картинки, т.к. картинка даже самого лучшего качества не отражает всех свойств предмета (размер, форму, качество поверхности, запах и т.д.).

 В данной работе представляем планирование начального этапа коррекции по следующим направлениям:

Развитие познавательной деятельности,  эмоционально-волевой сферы и ВПФ

·         Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря, развитие звуковой стороны речи

·         Развитие общей и мелкой моторики, артикуляции, мимики и дыхания

  

Развитие познавательной

деятельности,  эмоционально-

волевой сферы и ВПФ

 

Развитие понимания речи

Накопление пассивного словаря

Развитие звуковой стороны речи

Развитие общей и

мелкой моторики,

артикуляции, мимики и

дыхания

 I  четверть 

Формирование интереса к окружающему через манипулятивные действия с предметами и игрушками: перекладывание из одной ёмкости в другую, катание и кидание мяча, катание машинки.

Развитие представления о постоянстве предмета (задания на нахождение 1 предмета, спрятанного на глазах ребёнка).

Формирование понятия об очерёдности действий: сначала я, потом Тима.

Вызывание радости при встрече. Формирование мотива к деятельности с логопедом. Наблюдение и воспроизведение звучания предметов: стук кубиков, звон колокольчика, шуршание бумаги.

Игра «Где хлопнули?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение логопеда.  Работа по формированию умения слушать, прислушиваться.

 Обучение выполнению простейших просьб в совместной деятельности.

·         Накопление пассивного предметного  словаря: семья (мама, папа, Тима), части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос.); игрушки (мяч, кубики, мишка, кукла, машинка).

Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам: спит, ест, сидит, стоит, идёт). Вызывать речевое подражание, связанное с практической деятельностью ребёнка при обязательном эмоциональном контакте: качаем лялю – а-а, мяч упал – бух, машинка едет – би-би, Тима смеётся – ха-ха-ха  и т.д.  

Упражнения на координацию и динамическую организацию движений (совместные движения, сопровождающиеся проговариванием коротких стишков логопедом) 

Развитие ручной моторики в процессе манипуляций с предметами (мячи, кубики, шишки, камушки, прищепки). Массаж пальцев.  Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук («колечки», «ушки» и т.д.).

Развитие арт. движений для губ и челюстей: открывание и закрывание рта, улыбка, трубочка, пассивные упр. для щёк.

Развитие выдоха без участия речи: дутьё на пёрышки, ватные шарики. Игры «Мыльные пузыри», «Листочки летят».

















 


Категория: Мои статьи | Добавил: logopedist (08.11.2012)
Просмотров: 5903 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.4/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz